ДЕПАРТАМЕНТ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Версия для слабовидящих

Концепция развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года

Перед Вами концепция развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года. Будем рады Вашим отзывам, комментариям и предложениям. Их Вы можете оставить ЗДЕСЬ

Скачать документ | Обсуждение


К О Н Ц Е П Ц И Я
развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года

Введение

В настоящей Концепции развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года и на период до 2030 года (Далее – Концепция) определяются цель, задачи и основные направления реализации единой государственной политики в области развития физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2030 года и механизмы решения поставленных задач.

Учитывая преимущественные особенности социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, Концепция направлена на развитие физической культуры и спорта, как стратегического ресурса инновационного развития сегмента экономики региона, повышение качества жизни населения, здоровья населения, развитие меценатства, благотворительности, государственно-частного партнёрства, а также повышения уровня престижа профессии тренера, работника сферы физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Концепция призвана обеспечить выполнение базовых показателей развития физической культуры и спорта: создание условий, обеспечивающих возможность для жителей автономного округа вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность автономного округа на всероссийском и международном уровне.

Концепция разработана на основе:

Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р;

Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22 марта 2013 года № 101-рп;

Анализа предложений органов управления физической культурой и спортом муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, региональных и местных общественных организаций осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта. 

Концепция служит основой для разработки государственных, муниципальных программ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, социальных проектов, перспективных и краткосрочных прогнозов развития физической культуры и спорта и соответствующих законодательных инициатив.

Оценка состояния сферы физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Физическая культура и спорт являются эффективным средством всестороннего развития личностных качеств человека и  здоровьесберегающих систем организма, решающим коррекционные и оздоровительные задачи физического развития, рекреационного удовлетворения, социализации личности, укрепления положения человека в социальной среде.

Польза физической культуры и спорта для развития человеческого потенциала, неоспорима. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, стратегической целью государственной политики в сфере физической культуры и спорта обозначено создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, повышение конкурентоспособности Российского спорта, популяризация физической культуры и спорта.

В настоящее время определены основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, которые закреплены в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. В большей степени сформирована и функционирует нормативная правовая база физической культуры и спорта.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля      2014 года № 302, установлен перечень основных мероприятий по направлениям развития физической культуры и спорта, их ресурсное обеспечение, определены основные целевые ориентиры характеризующие динамику отрасли «физическая культура и спорт» на период до 2020 года и рекомендованы для применения в субъектах Российской Федерации.

Численность населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры занимающегося физической культурой и спортом на системной основе (не менее 3 раз в неделю или 3 суммарных часа) в период с 2011 года увеличилась с 324,4 тысяч человек до 519,1 тысяч человек в 2016 году или на 60%.

Основной показатель, характеризующий динамику развития отрасли – доля населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, проживающего в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, в 2016 году составил 33,7%, в 2011 году данный показатель составлял 20,8%.

В свою очередь плановый показатель «Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения», установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля      2014 года № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», на    2016 год для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, установлен на уровне 32,5%.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре проживает 58 771 человек с инвалидностью, что составляет 3,5% от общего количества жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Численность инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 7 868 человек или 13% от общего количества лиц данной категории, при этом с 2011 года данный показатель увеличился на 50%. Количество детей-инвалидов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 5 903 человека, из них адаптивной физической культурой и спортом занимаются 4 458 человек, что составляет 75% от общего количества (в 2010 году - 521 ребенок, что составило 11,5% от общей численности детей-инвалидов).

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре физкультурно-спортивное движение развивается на базе 1 360 организаций, учреждений, предприятий (в 2015 году – 1 353).

Услуги физической культуры и спорта в сельской местности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оказывают 212 организаций, с общим количеством занимающихся 45 406 человек, что на 1 664 человека, или 3,8% больше чем в 2015 году.

В автономном округе функционирует 106 физкультурно-спортивных организаций, находящихся в ведомстве муниципальных образований, из которых 65 физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку с общим охватом занимающихся 59 308 человек, в том числе 49 организаций дополнительного образования (22 детско-юношеские спортивные школы, 27 специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва).

Деятельность по направлению адаптивной физической культуры и спорта осуществляют 174 организации, из которых 29 расположены в сельской местности.

Из общего количества организаций, учреждений и предприятий, предоставляющих услуги в сфере физической культуре и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, доля коммерческих организаций составляет 3% (показатель на уровне Российской Федерации 1,7%), доля населения систематически занимающихся физической культурой и спортом в коммерческих организациях, от общего количества занимающихся в организациях, учреждениях, предприятиях в автономном округе составляет 7,1% (показатель на уровне Российской Федерации – 1,4%).

Вместе с тем, наблюдается рост малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта с 33 единиц в 2015 году до 37 единиц в 2016 году. Наблюдается увеличение количества населения, пользующегося физкультурно-оздоровительными услугами коммерческих организаций с 20 101 человека в 2015 году до 25 294 человек в 2016 году.

В 2016 году основная доля занимающихся, физической культурой и спортом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, приходится на образовательные организации 29,1%, а также учреждения, организации и предприятия (организации проводящие физкультурно-оздоровительную деятельность в режиме рабочего дня и в свободное от работы время на собственных или арендуемых спортивных сооружениях) порядка 23,3%.

Доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов в 2016 году составила 70,1%, в 2015 году данный показатель составлял 69,1%.

В целях вовлечения обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развитие и популяризацию школьного спорта, студенческого спорта при образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, функционируют школьные спортивные клубы и студенческие спортивные клубы:

при общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2016 году созданы и функционируют 220 спортивных клубов (в 2015 году – 218 клубов) с общим охватом занимающихся 44 621 человек, что на 5 963 человека или на 15,4% больше чем в 2015 году;

при образовательных организациях среднего специального образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционируют 13 спортивных клубов (в 2015 году – 13 клубов) с общим охватом занимающихся 4 811 человек, что на 1 932 человека или на 67% больше чем в 2015 году;

при образовательных организациях высшего образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры функционируют 6 спортивных клубов (в 2015 году – 6 клубов) с общим охватом занимающихся 4 007 человек, что на 346 человек или на 9,4% больше чем в 2015 году.

Доля граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике в 2016 году составило 19,5%, в 2015 году данный показатель составлял 9,2%.

На территории автономного округа физкультурно-оздоровительная работа с населением занятым в экономике, проводится на 297 предприятиях, учреждениях, организациях с общей численностью занимающихся 121 118 человек, что на 8 011 человек больше, чем в      2015 году.

В соответствии с планом мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (Далее – ВФСК ГТО), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года № 1165-р, в автономном округе созданы и функционируют 26 муниципальных центров тестирования и 1 региональный центр тестирования. 

Доля граждан, выполнивших нормативы ВФСК ГТО, в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов ВФСК ГТО, в том числе обучающихся и студентов в 2016 году достигла 30%.

В 2016 году доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения составила 13%, в 2015 году данный показатель был на уровне 11,7%.

Адаптивная физическая культура и спорт в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре демонстрирует, начиная с 2010 года, прирост на 0,5-1 процентных пункта ежегодно, к числу систематически занимающихся адаптивной физической культурой и спортом лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2017 году Ханты-Мансийский автономный округ – Югра будет пилотным регионом по апробации выполнения ВФСК ГТО среди людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, планируется заключение соглашения, по данному вопросу, с Министерством спорта Российской Федерации.

Численность спортсменов Ханты-Мансийского автономного    округа – Югры, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации в 2016 году, составила 303 человек, что на 16% больше чем в 2015 году (261 человек).

С целью развития игровых и приоритетных видов спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре ежегодно на реализацию программ развития игровых, приоритетных видов спорта из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставляются субсидии для 19 юридических лиц, развивающих 11 видов спорта (волейбол, баскетбол, футбол, водное поло, хоккей с шайбой,               следж – хоккей, легкая атлетика, шахматы, биатлон, лыжные гонки и сноуборд).

Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 14 февраля 2014 года № 83 «Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014 - 2018 годы» за Ханты-Мансийским автономным      округом – Югрой закреплены 16 базовых видов спорта:

зимние олимпийские виды: биатлон, лыжные гонки, сноуборд;

летние олимпийские виды: баскетбол, бокс, волейбол, водное поло, дзюдо, легкая атлетика, плавание, синхронное плавание, спортивная борьба, тхэквондо, тяжелая атлетика;

зимние паралимпийские виды: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (следж-хоккей).

неолимпийские виды спорта: шахматы.

В 2016 году спортсмены Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняли участие в 1 189 спортивных соревнованиях, из них: 965 – всероссийских, 224 – международных, где завоевали 1 839 медалей, из них: 1 646 – всероссийских, 193 – международных.

В 2016 году спортсменам автономного округа присвоены 46 спортивных званий, из них 2 спортсменам – звание «Заслуженный мастер спорта», 3 спортсменам – звание «Мастер спорта международного класса», 41 спортсмену – звание «Мастер спорта России». Кроме того, подготовлены 16 451 спортсменов массовых разрядов, из них 790 спортсменов – «Кандидат в Мастера спорта» и 1 208 – спортсменов, имеющих Первый спортивный разряд.

В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы занимаются 6 183 физкультурных работников, что на 126 человек больше, чем в 2015 году. В том числе 10,0% (622 человека) от общего количества работников осуществляют свою деятельность в сельской местности.

Обеспеченность тренерским составом в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, исходя из социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р, в 2016 году составило 49,3% (1 975 человек), в 2015 году – 45,21% (1 887 человек).

В 2016 году уровень обеспеченности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, составил 37%.

В период с 2011 года по 2016 год количество спортивных сооружений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры увеличилось с 2 251 до 2 891 сооружений или на 28,4%. При этом единовременная пропускная способность возросла с 59 654 чел/час в 2011 году до 72 817 чел/час в 2016 году или на 22%.

Обеспеченность основными спортивными сооружениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, исходя из социальных нормативов и норм, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р, увеличилась в следующей прогрессии:

плоскостными спортивными сооружениями с 30,88% в 2011 году до  34,8% в 2016 году;

спортивными залами с 60,8% в 2011 году до 64,0% в 2016 году;

плавательными бассейнами с 18,6% в 2011 году до 21,34% в 2016 году.

Коэффициент загруженности, характеризующий эффективность использования спортивных сооружений (чем ближе значение к 1, тем выше эффективность использования спортивных сооружений), в среднем по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре составляет 0,67 (в 2015 году – 0,65).

Коэффициент загруженности спортивных сооружений для городских округов составляет 0,69, для муниципальных район 0,51.

По результатам инвентаризации проведенной в 2016 году, в среднем износ объектов спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, составляет 36%.

Отмечена разница в значении показателя износа спортивных объектов в муниципальных образованиях с низкой и высокой плотностью населения. Например, в Березовском и Белоярском районе уровень износа спортивных объектов составляет 19% и 17% где соответственно население имеет возможность получать физкультурно-спортивные и оздоровительные услуги в более комфортных условиях, на базе современных спортивных сооружений, нежели жители таких муниципальных образований как города Мегион, с показателем износа спортивных объектов – 59%, Нягань – 59% и Югорск – 53%.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», категорированию и паспортизации в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре подлежат 236 объектов спорта.

По состоянию на 31 января 2017 года категорирование объектов завершено на 234 объектах спорта или 99% от общего количества спортивных объектов подлежащих категорированию. На 221 объект спорта утвержден паспорт безопасности, что составляет 93,6% от общего количества спортивных объектов, подлежащих паспортизации.

В 2016 году количество спортивных сооружений, приспособленных для занятий маломобильных групп населения и инвалидов, составляют   528 единиц, что на 37 сооружений больше чем в 2015 году. Из числа приспособленных для занятий инвалидов сооружений следует выделить оснащенные в количестве 248 единицы или 46,9% от общего числа приспособленных для занятий сооружений. В 2015 году данный показатель составлял 30,1%.

Объем средств, из всех источников финансирования, направленный на развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, за 3 года составил 34 586 754,5 тысяч рублей, из которых доля средств, направленная в 2014 году, составляет 33,9%, в    2015 году – 33,9% и в 2016 году – 32,2%.

В том числе за счет средств федерального, окружного и муниципального бюджетов 32 974 033,0 тысяч рублей, из которых доля средств, направленная в 2014 году, составляет 34,1%, в 2015 году – 33,8% и в 2016 году – 32,1%.

Кроме того, финансирование из внебюджетных источников 1 612 721,5 тысяч рублей, из которых доля средств, направленная в 2014 году, составляет 31,2%, в 2015 году – 36,9% и в 2016 году – 31,7%.

Объем средств поступивших от предоставления платных услуг от занятий в клубах, секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, за 3 года составил 1 904 186,3 тысяч рублей, из которых доля средств, поступивших в 2014 году составляет 28%, в 2015 году – 33,5% и в 2016 году – 38,4%.

Доля средств поступивших от предоставления платных услуг от занятий в клубах, секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности от общего объема средств направленного на развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 5,5%

Наблюдается рост населения пользующихся услугами физической культуры и спорта на платной основе с 123 922 человек в 2015 году до   148 356 человек в 2016 году. При этом доля населения систематически занимающегося физической культурой и спортом на платной основе от общей численности, занимающихся в 2015 году составила 27,4%, в 2016 году 28,5%, что свидетельствует о готовности населения к потреблению физкультурно-спортивных услуг на коммерческой основе.

Природно-климатические особенности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры определяют приоритет для развития преимущественно зимних видов спорта, а также видов спорта материально-техническую базу которых составляют крытые спортивные сооружения.   

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является  стратегическим регионом Российской Федерации, обеспечивающий энергетическую безопасность страны и накопление необходимых финансовых ресурсов для социально-экономического развития Российской Федерации. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра является регионом донором и лидирует по темпам прироста основных социально-экономических показателей, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра характеризуется высоким уровнем доходов населения, что предполагает потенциальную способность населения к потреблению физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг на платной основе. При этом необходимо учитывать, существенную разницу в меньшую сторону доходов работающего населения в сельском хозяйстве и социальной сфере по сравнению с доходами занятых в области топливно-энергетического комплекса.

По результатам проведенной в 2016 году инвентаризации, в среднем износ объектов спорта, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, составляет 36%, что создает условия для получения населением физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг в более комфортных условиях, на базе современных спортивных сооружений.

Динамика и уровень показателей эффективности развития физической культуры и спорта отражают позитивные тенденции и позволяют прогнозировать успешное достижение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре целевых ориентиров установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года.

При анализе современного состояния отрасли физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры выявлены следующие проблемы:

1. В соответствии с федеральным законодательством разработка и реализация единой политики в области физической культуры и спорта осуществляется при непосредственном участии федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, результат которой оценивается через целевые ориентиры (показатели) развития физической культуры и спорта установленные на федеральном уровне, в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Критерии целевых показателей определяются посредством сбора и обработки статистических данных, полученных из первичных источников (физкультурно-спортивных организаций) осуществляющих деятельность в муниципальных образованиях автономного округа.

Необходимо констатировать, что в силу особенностей материально-технического, кадрового, социально-экономического развития муниципальных образований прослеживаются существенные отклонения в значениях показателей от установленных целевых ориентиров на региональном и федеральном уровне, что приводит к дезориентации при планировании деятельности и формировании единой государственной политики в области физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

2. Высокие темпы прироста населения в Ханты-Мансийском автономном  округе – Югре во взаимосвязи с низкими темпами развития материально-технической базы являются условием недостаточного уровня обеспеченности населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, единовременной пропускной способностью спортивных сооружений;

4. Принимая во внимание ежегодный рост населения систематически занимающихся физической культурой и спортом, специфику трудовой деятельности граждан, а также образовательного процесса в Российской Федерации, пик загруженности спортивных сооружений автономного округа приходится на время после полудня, а также вечернее время в связи с чем, ежегодно становиться сложнее формировать комфортное расписание работы спортивных сооружений,  разграничивая время для занимающихся как среди здорового населения, так и среди лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5. Уровень износа, функционирующих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре спортивных объектов, совершенствование нормативной правовой базы в сфере физической культуры и спорта, образования, в области безопасности, требований к уровню доступности услуг для маломобильных групп населения и инвалидов, технологическое развитие спортивного инвентаря и оборудования для эффективной подготовки спортсменов высокого класса, диктует необходимость развивать спортивную инфраструктуру, через строительство новых объектов спорта, в том числе с применением механизмов государственного частного партнерства.

6. На рынке физкультурных, спортивных и оздоровительных услуг, основная доля по-прежнему приходится на бюджетные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области образования, физической культуры и спорта, и других смежных отраслей, субсидируемые за счет средств государственного и (или) муниципального бюджетов. В этой связи возникают риски бюджетного недофинансирования организации соревновательного процесса, развития материально-технической базы, кадрового потенциала, пропаганды физической культуры и спорта и двигательной активности среди населения, организации безопасности и антитеррористической защищенности;

7. Переход физкультурно-спортивных организаций на применение федеральных стандартов спортивной подготовки и соответственно выход из системы дополнительного образования, ограничивает специалистов сферы физической культуры и спорта в пользовании социальными льготами и гарантиями.

8. Высокая потребность в квалифицированном тренерском составе, дефицит отрасли составляет порядка 50%, что диктует необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение престижности профессии «тренер».

9. Не соответствие уровня квалификации тренерского состава, отвечающего за подготовку спортивного резерва, современным мировым требованиям к развитию видов спорта;  

10. Недостаток в финансировании физкультурно-спортивных организаций для целей организации повышения квалификации тренеров не менее 1 раза в 4 года, что предусмотрено статьей 34.3 Федерального закона от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорту в Российской Федерации.

11. Неэффективная организация медицинского контроля, связанная с извлечением из штатных расписаний физкультурно-спортивных организаций, медицинских работников и неотрегулированное межведомственное взаимодействие с организациями здравоохранения, потребность в специалистах по направлению «спортивная медицина», а также в медико-биологическом и научно-методическом сопровождении деятельности физкультурно-спортивных организаций. Проблемы медицинского контроля в большей степени выражены в муниципальных районах автономного округа, ввиду рассеянности по территории небольших населенных пунктов;

12. Существенная потеря интереса к занятиям физической культурой и спортом, прослеживается в зависимости от возрастных изменений населения. При этом, чем старше человек, тем ниже его интерес к двигательной активности;

13. Низкий уровень ориентированности спортивных клубов при образовательных организациях, на организованное в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и в целом Российской Федерации, соревновательное пространство;

14. Снижение уровня затрат предприятий, учреждений и организаций, на обеспечение систематических занятий физической культурой и спортом для сотрудников, в связи с негативной конъюнктурой в экономике;

15. В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для решения задач в области физической культуры и спорта на муниципальном и региональном уровне применяется программно-целевой метод планирования и ресурсного обеспечения, что обусловлено высокой социальной значимостью задач по укреплению отрасли и невозможностью их решения в рамках рыночных механизмов в сроки, отвечающие задачам укрепления отрасли.

Применение программно-целевого метода влечет за собой определенные риски, основными из которых являются административные риски, в том числе риск выстраивания алгоритма взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на основе софинансирования за счет средств бюджета государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, направленных на развитие физической культуры и спорта, а также финансовый риск, характеризующийся:

недостаточностью финансирования Программы за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, обусловленной инфляционными процессами и дефицитом финансовых ресурсов. Наличие этого фактора может привести к невозможности достижения целевых ориентиров Концепции по отдельным направлениям;

сокращением объемов финансирования Программы за счет средств бюджетов муниципальных образований, связанным с возможным изменением социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях.

Негативное влияние этих факторов может привести к невозможности выполнения задач Концепции.

Цели и задачи Концепции

Цель государственной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области физической культуры и спорта направлена на обеспечение возможностей жителей автономного округа систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение конкурентоспособности спортсменов автономного округа на Российской и международной спортивной арене, а также успешное проведение в автономном округе крупнейших спортивных соревнований.

Для достижения заявленной цели субъектам физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры необходимо обеспечить сбалансированный комплекс мероприятий ориентированных на решение следующих задач:

1. Развитие массовой физической культуры и спорта, спортивной инфраструктуры, пропаганды здорового образа жизни;

2. Успешное выступление спортсменов автономного округа на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях, формирование и подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений, в том числе спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

3. Эффективное взаимодействие субъектов физической культуры и спорта направленное на формирование единых подходов в управлении, создании нормативной правовой базы отрасли физической культуры и спорта и обеспечения кадрового потенциала.

К основным направлениям эффективного взаимодействия по формированию единых подходов в управлении, созданию нормативной правовой базы отрасли физической культуры и спорта и обеспечения кадрового потенциала относятся:

1. Совершенствование законодательного и нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

2. Совершенствование организационной структуры и определение основных направлений развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в рамках применения программно-целевого метода управления;

3. Формирование и развитие сети физкультурно-спортивных организаций, в том числе развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения физкультурно-спортивных организаций;

4. Поддержка программ развития видов спорта, реализуемых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, региональными спортивными федерациями, в том числе направленных на развитие базовых, приоритетных, игровых и национальных видов спорта и включающих мероприятия по развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, массового спорта, спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

5. Определение в рамках государственной программы развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном      округе – Югре основных критериев и значений целевых ориентиров для муниципальных образований, с учетом специфики их бюджетной обеспеченности и социально-экономической ситуации, в целях выработки единой государственной политики в области физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

6. Создание непрерывного мониторинга ситуации, складывающейся при реализации государственных программ развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, с целью учёта  внешних факторов функционирования всей системы мер, своевременного проведения оценки возникающих, рисков и рационального управления процессом реализации программ согласно меняющихся условий;

7. Совершенствование системы управления государственных и муниципальных органов, координация деятельности физкультурно-спортивных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, а также их  методическое обеспечение по основным направления развития физической культуры и спорта;

8. Формирование системы проектного управления при реализации наиболее крупных и значимых мероприятий в области физической культуры и спорта, обеспечение прозрачности источников финансирования проектной деятельности;

9. Вовлечение и участие общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, муниципальных общественных палат в подготовке управленческих решений при реализации государственной политики в области физической культуры и спорта;

10. Усиление роли общественных советов при исполнительных органах государственной власти и органах управления муниципальных образований автономного округа в сфере физической культуры и спорта в деятельности по повышению эффективности реализации политики в области физической культуры и спорта;

11. Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам развития отрасли физической культуры и спорта;

12. Разработка, эффективное управление и совершенствование единого календарного плана региональных, межрегиональных, всероссийских, международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Ханты-Мансийского автономного               округа – Югры.

Создание условий для развития массовой физической культуры и спорта, спортивной инфраструктуры, пропаганды здорового образа жизни, включает:

1. Создание условий для формирования устойчивого интереса граждан к систематическим занятиям физической культурой и спортом, в том числе основанного на понимании необходимости саморазвития и самореализации физических качеств человека, посредствам участия, как в организованных занятиях, так и самостоятельных;

2. Создание на основе единого календарного плана официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры целостной системы физкультурных и спортивных мероприятий, способствующей популяризации массовой физической культуры среди населения;

3. Организация физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с населением, в том числе обучающимся в образовательных организациях, создание условий для участия населения в физкультурно-спортивных мероприятиях различного уровня, а для образовательных организаций создание единого соревновательного процесса, ориентированного на организованное в муниципальных образованиях,  Ханты-Мансийском автономном округе – Югре и в целом Российской Федерации, соревновательное пространство, в том числе на этапы Всероссийских соревнований обучающихся и студентов, включая соревнования школьных и студенческих спортивных лиг по различным видам спорта, культивируемых в данных образовательных организациях;

4. Развитие волонтерского движения непосредственно в сфере физической культуры и спорта, а также вовлечение волонтеров и добровольцев других смежных отраслей социальной сферы в продвижение идей добровольчества и пропаганды здорового образа жизни;

5. Содействие негосударственным некоммерческим социально-ориентированным организациям в создании необходимых условий для эффективной организации оздоровительного и тренировочного процессов;

6. Содействие организации оздоровительного процесса на базе коммерческих организаций, повышение качества оказываемых услуг через внедрение и развитие механизмов конкуренции;

7. Обеспечение доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг для маломобильных групп населения и инвалидов, организация спортивно-массовой работы с маломобильными группами населения и инвалидами;

8. Разработка и внедрение комплексной модели физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства созданных с применением организационно-правовых форм негосударственных некоммерческих организаций;

9. Создание клубной модели физкультурно-оздоровительной, спортивной работы по месту жительства и учебы с учетом скоординированной деятельности образовательных, общественных, государственных и муниципальных, негосударственных (немуниципальных) некоммерческих организаций;

10. Расширение сети физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, созданных с применением организационно-правовых форм негосударственных некоммерческих организаций;

11. Разработка мер по оказанию финансовой и имущественной поддержки социально-ориентированным некоммерческим организациям, созданным на базе физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, в том числе посредством привлечения бюджетных и внебюджетных источников;

12. Осуществление информационного сопровождения деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, созданных на базе физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, путем создания региональных и муниципальных информационно-телекоммуникационных сетей;

13. Разработка и внедрение эффективных типовых методик и программ, физкультурно-оздоровительной, спортивной работы по месту жительства и учебы, с учетом организации взаимодействия со спортивными федерациями, реализующими программы развития видов спорта;

14. Информирование населения, в том числе обучающихся и студентов о проводимых спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятиях, или участия в таких мероприятиях физкультурно-оздоровительных, спортивных клубов по месту жительства и учебы;

15. Совершенствование физического воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, привлечение их к занятиям физической культурой и спортом, в том числе с применением методов организации совместного тренировочного процесса (инклюзивного) со здоровыми спортсменами;

16. Расширение сети отделений и групп для систематических занятий адаптивной физической культурой и спортом детей-инвалидов и детей с особенностями развития в детско-юношеских спортивных школах, спортивных клубах по месту жительства и учебы;

17. Улучшение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди социально-незащищенных слоев населения, в том числе многодетных семей и граждан старшего поколения, а также привлечение несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении и иной трудной жизненной ситуации к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

18. Развитие массового спорта, а также создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва с учетом необходимости повышения обеспеченности физкультурно-спортивными объектами муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

19. Развитие спорта высших достижений с учетом таких особенностей различных составляющих этого процесса, как развитие инфраструктуры физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также развитие инфраструктуры спортивных объектов физкультурно-спортивных и образовательных организаций подведомственных исполнительным органам государственной власти в сфере физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

20. Проведение исследований по отрасли «физическая культура и спорт», на предмет нормативного состояния материально-технической базы спортивных объектов;

21. Организация мониторинга по выявлению потребности муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в типах и видах спортивных объектов, соответствия их предлагаемой проектной мощности, фактическим потребностям потребителей физкультурно-спортивных и оздоровительных услуг;

22. Формирование перечня малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности, необходимых к возведению, в соответствии с потребностями муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и отвечающим требованиям по основным социально-экономическим и техническим показателям, в том числе для проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнёрства, муниципально-частного партнерства;

23. Формирование и утверждение перечня «пилотных площадок и проектов» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, для запуска и апробации строительства спортивных объектов с применением механизмов государственно-частного и (или) муниципально-частного партнерства;

24. Адаптация, дооборудование и оснащение спортивных объектов специализированным оборудованием и инвентарем для обеспечения доступности физкультурно-спортивных услуг для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

25. Проведение социологических исследований, направленных на выявление интересов и потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом в целях определения оптимальной модели пропаганды и популяризации физической культуры и спорта;

26. Организация системы использования средств информации: телевидение, телекоммуникационная сеть «Интернет», радио, газеты, журналы, книги, кинематограф, наглядные лекционные формы, что позволит обеспечить комплексное воздействие на целевые аудитории, с учетом их интересов, в зависимости от их психологических, половых и возрастных особенностей и отношения к спорту;

27. Обеспечение регулярности, систематичности, непрерывности пропагандистского процесса, с соблюдением преемственности осуществления пропаганды физической культуры, на производстве и в образовательных организациях, в зонах отдыха, местах массового отдыха, на спортивных объектах, по месту жительства и учебы населения;

28. Организация учета специфики и возможностей функционирования, как отдельных каналов, источников, средств, так и всей системы в целом, обеспечивающей пропаганду физической культуры и спорта; учет разнообразных форм и методов пропагандистской работы, постоянное их совершенствование;

29. Координация работы по информационно-пропагандистскому обеспечению физической культуры и спорта при участии местных и региональных телевизионных и вещательных, печатных средств массовой информации (муниципальный и региональный уровень);

30. Выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных организаций по актуальным вопросам, развития физической культуры и спорта в автономном округе;

31. Осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации политики в сфере физической культуры и спорта.

При определении направлений развития спорта высших достижений необходимо выделить основные его структурные элементы, каждый из которых играет исключительную роль в прессе становления и развития спортсмена, достижения им высоких спортивных результатов на всероссийской и международной спортивной арене, а именно:

  1. Развитие детско-юношеского и студенческого спорта, формирование эффективной системы подготовки спортивного резерва:

1.1. совершенствование межведомственного взаимодействия в вопросах развития детско-юношеского спорта, студенческого спорта, системы подготовки спортивного резерва, в том числе физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в системе образования, физической культуры и спорта;

1.2. совершенствование нормативного правового, научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения, а также механизмов финансирования детско-юношеского спорта, студенческого спорта, системы подготовки спортивного резерва;

1.3. совершенствование информационно-методического обеспечения деятельности специалистов, задействованных в системе детско-юношеского и студенческого спорта, системы подготовки спортивного резерва;

1.4. создание системы выявления, учета и сопровождения детей подростков и молодежи, имеющих значительный потенциал в области физической культуры и спорта. Информатизация процессов подготовки спортивного резерва автономного округа.

1.5. повышение мотивации детей, подростков и молодежи, а также специалистов системы детско-юношеского и студенческого спорта, подготовки спортивного резерва к занятиям физической культурой и спортом, формирование условий для знакомства воспитанников организаций дошкольного образования автономного округа со спецификой видов спорта, культивируемых в Российской Федерации;

1.6. повышение уровня общефизической подготовки спортсменов проходящих спортивную подготовку в физкультурно-спортивных организациях, образовательных организациях, посредством ориентации на выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

1.7. создание условий для увеличения количества физкультурно-спортивных и образовательных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва, в том числе с применением стандартов спортивной подготовки, укрепления их материально-технической базы;

1.8. создание условий по подготовке спортивного резерва и отбора талантливых детей для специализации в видах спорта определенных для автономного округа как приоритетные и базовые;

1.9. совершенствование системы проведения соревнований автономного округа среди детских и юношеских команд по различным видам спорта, в основе, которой лежит комплексный подход;

1.10. разработка требований к организации специализированных классов при общеобразовательных организациях по базовым для автономного округа видам спорта, с углубленным тренировочным процессом с учетом их наполняемости и возраста обучающихся. 

1.11. повышение уровня взаимодействия федераций по видам спорта автономного округа, представительств общероссийских физкультурно-спортивных общественных объединений в автономном округе с физкультурно-спортивными и образовательными организациями по вопросам развития детско-юношеского и студенческого спорта подготовки спортивного резерва для сборных команд автономного округа;

2. Повышение конкурентоспособности спортсменов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на международной и всероссийской арене, совершенствование спорта высших достижений:

модернизация системы подготовки спортсменов высокого класса, включая совершенствование системы управления процессом спортивной подготовки;

совершенствование нормативного правового, научно-методического, медико-биологического и материально-технического обеспечения, физкультурно-спортивных организаций осуществляющих подготовку спортсменов спортивных сборных команд автономного округа;

совершенствование информационно-методического обеспечения деятельности специалистов, задействованных в подготовке спортивных сборных команд по видам спорта автономного округа;

совершенствование организационной структуры системы спортивной подготовки в автономном округе, основными элементами которой являются спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва, центры олимпийской подготовки, училища олимпийского резерва, центры спортивной подготовки сборных команд автономного округа;

разработка мер по концентрации ресурсов на развитие, прежде всего базовых и приоритетных видов спорта для автономного округа. Организация ресурсной поддержки физкультурно-спортивных организаций автономного округа, осуществляющих спортивную подготовку по базовым и приоритетным видам спорта;

формирование системы стажировки ведущих тренеров муниципальных образований автономного округа в спортивных сборных командах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по видам спорта.

Ожидаемыми результатами совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения их конкурентоспособности на международной и всероссийской спортивной арене являются:

увеличение доли лиц, спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации с 261 в 2015 году и до 320 человек в 2030 году;

увеличение количества занимающихся в системе спортивных школ на этапах подготовки по зимним видам спорта с 7 036 в 2015 году и до       9000 человек в 2030 году;

успешное выступление спортсменов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, Чемпионатах и Первенствах России, Спартакиадах молодежи, учащихся России;

организация работы по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с общероссийской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченным на медико-биологическое и медицинское обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного            округа – Югры.

Создание системы спортивных мероприятий по видам спорта, для отбора спортсменов в спортивные сборные команды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (основной и резервный составы) и обеспечения целенаправленной подготовки спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для их успешного участия в крупнейших всероссийских и международных соревнованиях – Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, Чемпионатах и Первенствах Мира и Европы.

Механизм реализации Концепции

Развитие массовой физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовки спортивного резерва, обеспечивается посредством формирования единого пространства физкультурно-спортивного движения от самостоятельных и организованных форм оздоровительных занятий до тренировочного процесса от этапа начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства и включения спортсменов в составы спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Российской Федерации.

Эффективность реализации основных направлений развития физической культуры и спорта обеспечивается непрерывной и согласованной деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества с комплексным использованием правовых, организационных, социально-экономических, информационных и иных мер, разработанных в соответствии с настоящей Концепцией.

Участниками данного процесса являются субъекты физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, каждый из которых выполняет строго определенную роль в развитии физической культуры и спорта, а также решает установленный набор задач, при эффективном межведомственном взаимодействии образует единый  механизм системы физического воспитания населения, становления спортсменов высокого класса, развития спорта высших достижений.

Реализация настоящей Концепции осуществляется исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Финансовое обеспечение реализации Концепции осуществляется за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, муниципальных образований автономного округа, внебюджетных источников.

В качестве инструмента реализации настоящей Концепции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, рассматриваться программно-целевой метод управления.

В целях координации деятельности по реализации настоящей Концепции при Правительстве Ханты-Мансийского автономного       округа – Югры создается межведомственный координационный орган с привлечением заинтересованных исполнительных органов государственной власти автономного округа,  органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественных объединений, научных организаций и иных субъектов физической культуры и спорта.

Реализация настоящей Концепции может осуществляться путем заключения соглашений (договоров), между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, а также иными субъектами физической культуры и спорта в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, правовыми актами муниципальных образований автономного округа.

Органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

1. Определяют основные задачи и направления развития физической культуры и спорта, принимают и реализуют государственные программы развития физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, участвуют в подготовке программ развития видов спорта;

2. Организуют и проводят окружные официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, в том числе для эффективного отбора спортсменов в спортивные сборные команды автономного округа, определяют формы поощрения спортсменов и специалистов в области физической культуры и спорта, для их мотивации к достижению высоких спортивных результатов;

3. Утверждают порядок формирования и обеспечения спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, осуществляют развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд;

4. Содействуют физкультурно-спортивным организациям и региональным спортивным федерациям в развитии массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, в осуществлении мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры к межрегиональным и всероссийским спортивным мероприятиям;

5. Организуют развитие национальных видов спорта, присваивают спортивные разряды и квалификационные категории спортивным судьям, реализуют меры по развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, организуют подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров в области физической культуры и спорта, обеспечивают деятельность региональных центров спортивной подготовки;

6. Оказывают содействие субъектам физической культуры и спорта, развитию школьного спорта, студенческого спорта, участвуют в осуществлении пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.

Органы местного самоуправления Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

1. Определяют основные задачи и направления развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализацию муниципальных программ развития физической культуры и спорта;

2. Развивают школьный и массовый спорт, осуществляют, в пределах компетенции, присвоение спортивных разрядов и квалификационных категорий спортивным судьям, обеспечивают популяризацию физической культуры и спорта среди различных групп населения;

3. Организуют и проводят муниципальные официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, утверждают и реализуют календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований, а также организуют физкультурно-спортивную работу по месту жительства граждан;

4. Осуществляют контроль за соблюдением организациями, созданными муниципальными образованиями и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки, осуществляют развитие детско-юношеского спорта в целях создания условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований и участия в обеспечении подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, утверждают порядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществляют их обеспечение;

5. Наделяют некоммерческие организации правом по оценке выполнения нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО, участвуют в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий, оказывают содействие субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований, создают центры тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

Спортивные федерации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры во взаимодействии с иными субъектами физической культуры и спорта:

1. Обеспечивают развитие видов спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре  в соответствии с программами развития видов спорта, осуществляют подготовку и формирование спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по соответствующим видам спорта и направляют их для участия в межрегиональных и всероссийских спортивных соревнованиях;

2. Участвуют в формировании и реализации календарного плана физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, организуют и (или) проводят ежегодно окружные и межмуниципальные спортивные соревнования по развиваемым видам спорта, разрабатывают и представляют в исполнительный орган государственной власти в области физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  программы развития соответствующих видов спорта;

3. Участвуют в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте,  принимают меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним.

Для решения задач в области физической культуры и спорта исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры создают сеть физкультурно-спортивных организаций, в том числе физкультурно-спортивные клубы по месту жительства и учебы, спортивно-технические клубы, спортивные клубы (включая профессиональные спортивные клубы, физкультурно-спортивные клубы), объединения физкультурно-спортивных клубов, центры спортивной подготовки, образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта.

Спортивные федерации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для консолидации усилий, а также снижения издержек по развитию соответствующего вида спорта (видов спорта), могут объединять усилия в рамках создаваемых объединений спортивных федераций.

Исполнительные органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры оказывают поддержку субъектам физической культуры и спорта вне зависимости от организационно-правовых форм, в пределах полномочий, установленных федеральным и региональным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

При этом базой для организации физического воспитания населения, развития массовой физической культуры и спорта, формирования спортивного резерва, развития спорта высших достижений являются такие организации как, центры спортивной подготовки, спортивные федерации, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства, учреждения, организации, предприятия, вне зависимости от форм собственности, имеющие в своем управлении спортивные сооружения и предоставляющие услуги в сфере физической культуры и спорта, спортивные школы, спортивные школы олимпийского резерва,    культурно-спортивные комплексы, школьные спортивные клубы, детско-юношеские клубы физической подготовки по месту жительства, физкультурно-спортивные клубы, иные юридические лица, в составе которых имеются специализированные структурные подразделения, предметом деятельности которых является реализация дополнительных общеобразовательных программ в сфере физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки, а также спортивные классы в общеобразовательных организациях и спортивные секции.

Исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченный в области физической культуры и спорта, организует работу по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с общероссийской антидопинговой организацией, федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченным на медико-биологическое и медицинское обеспечение спортсменов спортивных сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Исполнительный орган государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, уполномоченный в сфере здравоохранения, организует работу по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним во взаимодействии с общероссийской антидопинговой организацией и федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Механизмы управления системой физической культуры и спорта, на уровне Ханты-Мансийского автономного округа – Югры основываются на принципах единства системы управления, координации и методического обеспечения, разграничения полномочий и ответственности между субъектами физической культуры и спорта, программно-целевого подхода, социальной ответственности и открытости.

Ориентирование субъектов системы физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на достижение критериев, показателей (целевых индикаторов), установленных в Российской Федерации.

Основные целевые ориентиры, ожидаемый эффект и результативность Концепции

В качестве основных стратегических целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре определены:

1. Увеличение доли населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения с 33,7% в 2016 году до 40% в   2020 году и до 55% в 2030 году;

2. Увеличение доли учащихся и студентов систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности учащихся и студентов с 64% в 2016 году до 80% в 2020 году и до 85% в 2030 году;

3. Увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения с 11,9% в   2016 году до 19,6% в 2020 году и до 25% в 2030 году;

4. Повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности с 32% в 2016 году до 43% в 2020 году и до 48% в 2030 году;

5. Увеличение доли граждан, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике с 19,5% в 2016 году до 30,1 % в 2020 году и до 36% в 2030 году;

6. Увеличение численности спортсменов, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации с 260 человек в 2016 году до 295 человек в 2020 году и до 320 человек  в 2030 году;

7. Увеличение доли граждан, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) с 25% в 2017 году до 40% в 2020 году и до 48% в 2030 году, в том числе учащихся и студентов с 30% в 2016 году до 70% в 2020 году и до 79% в 2030 году.

Заключение

Реализация Концепции позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом, приобщить к здоровому образу жизни значительной части населения автономного округа, что положительно скажется на улучшении качества и продолжительности жизни жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Существенно повысится конкурентоспособность спортсменов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на всероссийской и международной спортивной арене.

Эти успехи будут достигнуты за счет модернизации системы подготовки спортивного резерва, спорта высших достижений, путем создания вертикально-интегрированной структуры учреждений спортивной подготовки, использования новых технологий и научных достижений, усиления мер социальной поддержки спортсменов, тренеров и специалистов.

Важнейшими элементами Концепции, во многом определяющими развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на долгосрочную перспективу, станут обеспечение инновационного характера создания и развития инфраструктуры отрасли, совершенствование финансового, кадрового и пропагандистского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

Конечной целью всех этих преобразований является вклад физической культуры и спорта в развитие человеческого потенциала, в сохранение и укрепление здоровья граждан, воспитание подрастающего поколения.



Обсуждение концепции




Подведомственные учреждения

Центр спортивной подготовки сборных команд Югры     Центр адаптивного спорта Югры          Югорская шахматная академия          Югорский колледж – интернат олимпийского резерва     Спортивная школа олимпийского резерва


Спортивные клубы Югры

Баскетбольный клуб «Университет»     Волейбольный клуб «Самотлор»     Мини-футбольный клуб «Газпром-Югра»     Хоккейный клуб «Югра»     Следж хоккейный клуб «Югра»     Ватерпольный клуб «Югра»


Административные ресурсы

Министерство спорта Российской Федерации     Сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа     Администрация города Ханты-Мансийска